Открыть меню

Мигранту

Мигранту
Особенности миграционного учёта в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы.

Для любого добропорядочного иностранного гражданина миграционный учёт является неотъемлемой частью легального пребывания на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регулирующими постановку на миграционный учёт иностранных граждан в Российской Федерации, являются:

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Приказ МВД России от 30.07.2019 № 514 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учёта иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства к месту пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учёт по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг».

Начнём, пожалуй, с основ: после пересечения иностранным гражданином, который прибыл в порядке, не требующем получения визы, границы Российской Федерации, ему выдаётся талон «Б» миграционной карты, подтверждающий пересечение границы. С даты въезда все иностранные граждане обязаны встать на миграционный учёт по месту пребывания в России.
Что вообще такое миграционный учёт?

Как говорит нам часть 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства (далее миграционный учёт) государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. На данный учёт должны встать все без исключения иностранные граждане въехавшие на территорию России. Простыми словами это регистрация по месту пребывания иностранных граждан.

В какие сроки должна быть осуществлена постановка на миграционный учёт?

Здесь требования для ряда государств разные. Граждане Республики Таджикистан обязаны произвести данную процедуру до истечения 15 дней с момента въезда в РФ, граждане государств-членов ЕАЭС (Республика Беларусь, Армения, Республика Казахстан и Киргизия) в течение 30 суток, граждане Республики Молдова, Узбекистана и остальных государств, на которые распространяется безвизовый порядок въезда, в течение 7 дней. Для граждан Украины, на данный момент, действует особый порядок, они могут оформить учёт по месту пребывания в течение 90 суток со дня въезда. Исключением являются иностранные граждане вне зависимости от гражданской принадлежности, имеющие действительный патент на работу в РФ, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство в РФ, для них срок составляет 7 дней.

Куда обратиться за осуществлением миграционного учёта, какие документы предоставить?

Для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учёт принимающая сторона (чаще всего это гражданин России, иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, либо юридическое лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, которые предоставляют жилое или другое помещения для проживания иностранного гражданина) должна обратиться в МВД России, многофункциональный центр или в отделение почтовой связи. Предоставив при этом паспорт иностранного гражданина (для несовершеннолетних детей свидетельство о рождении), талон миграционной карты «Б», документ удостоверяющий личность: для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации – паспорт иностранного гражданина и вид на жительство в РФ; для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина РФ, в случае если в этом качестве выступает гражданин-физическое лицо, а также бланк уведомления, заполненный собственноручно или в печатном виде (приложение № 3 к Административному регламенту МВД России). Также должностное лицо органа миграционного учёта вправе потребовать иные документы для подтверждения законности пребывания иностранного гражданина на территории России.

В результате обращения будет оказана государственная услуга и осуществлена постановка на миграционный учёт иностранного гражданина по месту пребывания, подтверждением которой является нижняя часть заполненного бланка, которая будет содержать в себе штамп с указанием фамилии сотрудника, который осуществил учёт, а также личные данные гражданина и его принимающей стороны.

Важно!
Предоставляйте должностным лицам органов миграционного учёта исключительно подлинные документы, ведь предоставление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учёта в РФ, является не только основанием для снятия иностранного гражданина с миграционного учёта, но и административным правонарушением, предусмотренным статьёй 19.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Ответственность иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства РФ.
Ответственность иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства РФ.

В данной статье мы расскажем о том, какая ответственность грозит иностранному гражданину или лицу без гражданства за нарушение законодательства РФ в сфере миграции. В Российской Федерации, очень крупные миграционные потоки иностранных граждан, которые посещают её по различным причинам: работа, учёба, переезд на постоянное место жительство и другие. По официальной статистике ГУВМ МВД России на декабрь 2019 года в России пребывали 19 518 304 иностранных гражданина. Для упорядочивания миграционных процессов орган исполнительной власти в сфере миграции, помимо прочего, осуществляет контрольно-надзорную функцию, отслеживая различные нарушения в сфере миграции, которым отведено далеко не последнее место в его деятельности. В основном правонарушения в сфере миграции возникают ввиду незнания законодательства России о режиме пребывания/проживания в России, либо о ведении трудовой деятельности на её территории.

Ответственность предусмотрена за различные правонарушения и в таком виде, как штраф, административное выдворение за пределы Российской Федерации, депортация, реадмиссия, запрет на въезд в Российскую Федерацию, а также сокращение срока временного пребывания в России с вытекающими из этого последствиями. Видам наказания отведены главы КоАП РФ и различные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Типы правонарушений подразделяются на: — нарушение порядка въезда в РФ, а также режима пребывания/проживания и порядка выбора места жительства в РФ (нарушение статьи 5, 6, 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»); — нарушение порядка осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (нарушение статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»); — предоставление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учёта.

Чаще всего привлекаются к ответственности иностранные граждане, нарушившие режим пребывания в России. Если точнее граждане, которые не покинули Россию, после того как срок их легального пребывания закончился, если на день окончания он не продлен.

За такое правонарушение гражданин может быть привлечён к административному наказанию в виде штрафа от 2 до 5 тыс. рублей с применением дополнительного наказания в виде административного наказания за пределы Российской Федерации, либо в отношении иностранного гражданина может быть принято решение о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации или о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на срок от 3 до 10 лет (в зависимости от тяжести правонарушения). Также распространены нарушения ведения трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации. К таким нарушениям относится ведение трудовой деятельности без разрешения (патента) на работу в РФ, работа по специальности, не указанной в разрешении (патенте) на работу в РФ, а также нарушение нормативно-правовых актов Правительства РФ о допустимой доле иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности. За данные правонарушения самое распространённое наказание для иностранных граждан – штраф от 2 до 5 тыс. рублей с возможным применением дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы России (за нарушение ст. 18.10 КоАП РФ, совершенное в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 до 7 тыс. рублей).

Последний вид нарушений в сфере миграции – предоставление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учёта.

За него иностранный гражданин может быть привлечён к административной ответственности по статье 19.27 Кодекса об административных правонарушениях, санкцией которой является штраф от 2 до 5 тыс. рублей (за нарушения, совершенные в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 до 7 тыс. рублей), либо в отношении иностранного гражданина может быть принято решение о сокращении срока временного пребывания в РФ. Хочется отметить, что любое решение об административном выдворении, либо о сокращении срока временного пребывания является основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, на срок, предусмотренный статьями 26, 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В случае административного выдворения срок запрета составит 5 лет с даты исполнения решения, простыми словами с даты выезда из Российской Федерации после даты вынесения решения. В ситуации с сокращением срока временного пребывания этот срок может составить от 3 до 10 лет в зависимости от тяжести правонарушения: нарушение срока временного пребывания от 30 суток до полугода – 3 года, от 180 до 270 суток – 5 лет, ну а при нарушении срока свыше 270 суток грозит запрет въезда на 10 лет с даты выезда за пределы Российской Федерации. За повторное совершение в течение одного года последуют более жёсткие наказания, такие как закрытие въезда сроком на 10 лет, административное выдворение, но уже в форме принудительного перемещения через Государственную границу РФ с помещением в специальное учреждение для лиц, подвергнутых административному выдворению.

Ответственность работодателей за нарушение миграционного законодательства РФ.
Ответственность работодателей за нарушение миграционного законодательства РФ.

Соблюдать миграционное законодательство обязаны не только гости нашей страны – иностранные граждане, но и лица, вступающие с ними в те или иные отношения. В данной статье рассмотрим ответственность лиц, вступающих в трудовые отношения с иностранными гражданами.

Чаще всего привлекаются к ответственности иностранные граждане, нарушившие режим пребывания в России. Если точнее граждане, которые не покинули Россию, после того как срок их легального пребывания закончился, если на день окончания он не продлен.

И так, решив заключить трудовой договор либо гражданско-правовой договор с иностранным гражданином необходимо убедиться в законности его пребывания на территории России (наличия миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о постановке на миграционный учёт по месту пребывания/отметки о регистрации по месту жительства, а также документа, удостоверяющего личность).

Для вступления в трудовые отношения на территории России иностранный гражданин обязан иметь разрешение (патент) на работу, исключением являются: — граждане государств-членов Евразийского экономического союза, которые в соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС имеют права осуществлять трудовую деятельность в РФ без данного разрешения; — иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ; — иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в РФ (вправе осуществлять трудовую деятельность только в субъекте РФ, где им разрешено временное проживание); — иностранные граждане, получившие свидетельство о предоставлении временного убежища, либо свидетельство беженца.

Иностранные граждане, получившие патент на работу, должны осуществлять трудовую деятельность исключительно по той специальности, которая в нем указана. Соответственно работодателю необходимо принять иностранного гражданина именно по той должности. Если в патенте специальность не указана, принять его можно на любую должность.

Так же работодателю необходимо опираться на нормативно-правовые акты Правительства РФ о допустимой доле иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности.

По факту заключения каждого из трудовых договоров с иностранными гражданами работодатель, в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения либо расторжения трудового или гражданско-правового договора уведомить об этом орган власти в сфере миграции. Данные уведомления утверждены Приказом МВД России от 4 июня 2019 г. N 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Теперь рассмотрим самое главное – ответственность за неисполнение тех или иных требований миграционного законодательства в сфере трудовых отношений с иностранными гражданами. За не подачу уведомления о заключении/расторжении трудового либо гражданско-правового договора с иностранным гражданином работодатель будет привлечён по статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, санкцией которой является наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, на должностных – от 35 до 50 тыс. рублей, на юридических – от 400 до 800 тыс. рублей либо приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток.

В случае нарушения, выразившегося в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения (патента) на работу в РФ, либо по специальности, не указанной в нем, то можно получить наказание в виде административного штрафа на физических лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, на должностных – от 25 до 50 тыс. рублей, на юридических – от 250 до 800 тыс. рублей либо приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях штрафные санкции немного иные, в соответствии с ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ здесь административный штраф на физических лиц составляет в размере от 5 до 7 тыс. рублей, на должностных – от 35 до 70 тыс. рублей, на юридических – от 400 до 1000 тыс. рублей либо приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток.

За привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности на торговых объектах и торговых комплексах, возможно, быть привлечённым к административной ответственности по ст. 18.16 КоАП РФ, санкцией которой является наложение административного штрафа в размере от 45 до 50 тыс. рублей на должностных лиц, на лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 350 до 800 тыс. рублей, на юридических лиц – от 450 до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях, в соответствии с ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, штрафные санкции на должностных лиц, составят от 45 до 70 тыс. рублей, на юридических – от 400 до 1000 тыс. рублей либо приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток.

Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов, регулирующих допустимую долю иностранных работников в том или ином хозяйствующем субъекте, предусмотрена ст. 18.17 КоАП РФ. Здесь можно получить постановление о наложении административного штрафа размером от 2 до 4 тыс. рублей на физических лиц, от 45 до 50 тыс. рублей на должностных лиц, от 800 до 1000 тыс. рублей на юридических лиц либо тоже самое приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток.

Хочется отметить, что если в ходе проверочных мероприятий должностными лицами органа исполнительной власти в сфере миграции, установлено два и более фактов нарушения миграционного законодательства, то протокол об административном правонарушении составляется по каждому установленному факту, соответственно количество постановлений о назначении административного наказания будет соответствовать количеству установленных фактов нарушения.
 
Понятие административного выдворения за пределы РФ и его последствия.
Понятие административного выдворения за пределы РФ и его последствия.

Самой распространённой санкцией, применяемой к иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, является административное выдворение за пределы Российской Федерации. В данной статье разберём, что же представляет собой административное выдворение за пределы Российской Федерации и его последствия для гражданина.

И так, административное выдворение иностранного гражданина – это санкция административного характера, применяемая в отношении иностранного гражданина, который нарушил требования миграционного законодательства Российской Федерации.

Согласно статьи 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административное выдворение может применяться как в форме самостоятельного контролируемого выезда, так и в форме принудительного перемещения через Государственную границу.

Применяется как обязательное, так и дополнительное наказание наряду с обязательным административным штрафом. Порядок применения к иностранным гражданам наказания в виде административного выдворения состоит из нескольких этапов:

— Установление должностным лицом факта нарушения требований миграционного законодательства иностранным гражданином;

— Составление протокола об административном правонарушении с изложением установленных фактов, а также времени и места совершения правонарушения;

— Вынесение определения о передаче материалов дела об административном правонарушении в судебный орган, с обязательным уведомлением гражданина о месте и времени рассмотрения;

— Вынесение судебным органом постановления по делу об административном правонарушении и вручение его копии нарушителю.

Вынесенное постановление, если гражданин не согласен с ним, возможно обжаловать в течение 10 суток со дня вынесения.

 В случае если оно не обжаловано, спустя 10 суток постановление вступает в законную силу и подлежит исполнению. Согласно ст. 32.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ штраф должен быть уплачен не позднее дня, следующего за датой вступления в силу постановления.

Если административное выдворение назначено в форме самостоятельного контролируемого выезда, то иностранных гражданин должен выехать из России не позднее пяти дней с даты вступления в силу постановления.

Если же судебный орган принял решение об административном выдворении в форме принудительного перемещения через Государственную границу, то нарушителя помещают в специальное учреждение для содержания лиц, подвергнутых административному выдворению, а затем под контролем сотрудников осуществляют его перемещение.

Последствия административного выдворения для иностранного гражданина не менее печальны. После исполнения решения об административном выдворении (исполнением решения считается выезд нарушителя за пределы Российской Федерации) уполномоченное должностное лицо органа исполнительной власти в сфере миграции обязано принять решение о неразрешении въезда данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию сроком на 5 лет с даты выезда за пределы РФ. Основанием для принятия данного решения служит подпункт 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В случае если иностранный гражданин по каким-то причинам подвергался административному выдворению за пределы России 2 и более раза в течение года, то на основании подпункта 2.1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд ему запрещается на срок 10 лет с даты вступления в законную силу последнего вынесенного постановления.

Патент на труд

Оформление патента для осуществления трудовой деятельности в РФ.

Для законного осуществления трудовой деятельности на территории России иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы, необходимо получение патента.

Получения данного документа позволит не только обезопасить свою трудовую деятельность, но и находится на территории России на законных основаниях.

Патент выдаётся иностранным гражданам на срок от одного месяца до года. Общий срок действия патента с учётом всех продлений не может превышать 12 месяцев с даты его получения.

Ежемесячно иностранный гражданин обязан вносить налог на доходы физических лиц в виде авансового платежа, размер которого устанавливает субъект, в котором он получен. Этот налог обеспечивает продление действия патента, в случае неуплаты которого патент считается недействительным со дня, следующего за датой внесения обязательного платежа.

Для того чтобы получить патент на работу, иностранному гражданину необходимо обратиться в орган исполнительной власти в сфере миграции с заявлением о выдаче патента в срок, не превышающий 30 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации. В соответствии со статьёй 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с заявлением о выдаче патента иностранный гражданин в обязательном порядке должен предоставить следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность гражданина;

— талон миграционной карты, полученный в пункте пропуска через Государственную границу, с указанием цели визита «работа»;

— полис ДМС в России, выданный на срок осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина в РФ;

— документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина инфекционных заболеваний, болезни наркомании и отсутствие химических веществ в организме;

— сертификат о знании русского языка, истории и основ законодательства РФ;

— отрывной бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания (простыми словами регистрация по месту пребывания в РФ);

— в случае если иностранный гражданин привлечён к административной ответственности за нарушение срока обращения с заявлением о выдаче патента (свыше 30 суток с даты въезда), требуется приложить документ, подтверждающий уплату штрафа.

В течение 10 дней орган исполнительной власти принимает решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче, о чем иностранный гражданин уведомляется лично.

Важно!
В течение двух месяцев после получения патента на работу иностранный гражданин обязан предоставить в орган, выдавший патент, копию трудового или гражданско-правового договора. Его непредставление является основанием для аннулирования действия патента на работу, а соответственно сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ.

 

© 2020 Юрист · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru