Открыть меню

Право на самоопределение коренных народов


Коренные народы

Термин «коренные народы» появился в лексиконе служителей Фемиды относительно недавно, во второй половине XX века. Так, первые документы, которые устанавливали правовой статус такого населения, а именно конвенции Международной организации труда NoNo 107 и 169, датированы 1957 и 1989 годами соответственно. Вместе с тем на повестку дня вышла проблема применения касательно коренных народов такого принципа международного права, как самоопределение этнических сообществ.

Для начала следует разобраться с терминологией:

Под коренными народами подразумеваются этногруппы, что населяют некоторую территорию в течение длительного времени и представители которых – потомки тех, кто жил в этой географической области в период установления современных границ, завоевания или колонизации. Характерной чертой коренных народов является отсутствие собственной государственности или политической автономии, что и отличает их от национальных меньшинств. Примерами коренных народов выступают автохтонное население Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, североамериканские индейцы (англ. Native Americans) и тому подобное;

Право народов на самоопределение – данная всем народам возможность самостоятельно устанавливать свой политический статус, в том числе путём создания независимого суверенного государства.

Таким образом, из самой дефиниции термина «коренные народы» следует, что представители таких этнических сообществ по тем или иным причинам не реализовали своё право на самоопределение, поскольку не стали титульным этносом в каком-либо государственном образовании. Главным камнем преткновения стал тот факт, что в современном международном праве существуют два взаимоисключающих принципа: самоопределения народов и территориальной целостности. Например, некоторые страны, по словам исследователя Ф. Р. Ананидзе, считают задекларированное право коренных народов на самоопределение «слишком опасным» по отношению к их суверенитету. В то же время без реализации такого права представители коренных этносов рискуют потерять свою идентичность и ассимилироваться среди гораздо более многочисленного «некоренного» большинства в условиях тотальной глобализации.

Каким же образом возможно решить сложившуюся ситуацию?

Консенсус был изложен в положениях долгожданной Декларации Организации Объединённых Наций о правах коренных народов, утверждённой в 2007 году. Авторы документа предложили практику «внутреннего самоопределения» в противовес догмы об обязательном создании независимого государства сепаратистскими и/или сецессионистскими методами, что, как нетрудно догадаться, ведёт к нарушению принципа территориальной целостности. Декларация провозгласила необходимость создания национально-культурных, национально-персональных или даже политических автономий в пределах существующих государственных границ с помощью мирного урегулирования. Кроме того, были предоставлены жизненно необходимые для «внутреннего самоопределения» гарантии сохранения этнокультурной аутентичности коренных народов с одновременной перспективой безболезненной и взаимовыгодной интеграции их представителей в гражданское общество. К примеру, была объявлена неприкосновенность исконных территорий проживания коренных народов, дано право пользоваться водными, земельными и лесными ресурсами, заниматься традиционной народной медициной, хозяйством, промыслами, что к тому же является важным фактором сохранения их экономической самостоятельности. Также международное законодательство обязывает государственные органы законодательной, и исполнительной власти искоренять дискриминацию в отношении коренных народов (возможно, с созданием отельного института омбудсмена), создавать возможности для функционирования систем образования и средств массовой информации на их языках, сохранять культурные и духовные ценности для потомков. Следует упомянуть, что перспективным предложением можно считать призыв к повсеместному созданию представительских органов коренных народов на местах, в том числе для диалога с центром и консолидации того или иного этноса (успешный пример – Саамские парламенты стран Скандинавского полуострова).

Таким образом, реализация права на самоопределение коренных народов в современном мире имеет вид предоставления им правовых рычагов и возможностей для предотвращения ассимиляции и сохранения самобытности вплоть до создания политической автономии. Немаловажным фактом является чёткая ориентация на мирные методы урегулирования проблемных ситуаций и на повсеместное взаимодействие государства и коренного населения.

Однако не следует забывать о проблемах претворения права на самоопределение коренных народов в жизнь. Главный подводный камень – различия международного законодательства и законодательной базы тех или иных стран, в которых проживают коренные народы. Например, декларированная Конвенцией Международной организации труда No 169 норма о передаче земли в пользовании коренным народам или выплате эквивалентной компенсации за территории, изъятые в прошлом, может не находить соответствия в нормативной базе отдельно взятых государственных образований.

Ещё одним «скользким» аспектом есть само определение термина «коренные народы» – оно достаточно сложное и вариативное, и как следствие некоторые этносы из-за этого де-юре (однако несправедливо) не имеют статус коренных, что ведёт к очевидному ограничению их прав и свобод.

Как бы то ни было, находить компромиссные решения данных проблем на пути к здоровой реализации права коренных народов на самоопределение и истинному мультикультурализму – наша общечеловеческая обязанность, ведь они, согласно преамбуле Конвенции МОТ No 169, «способствуют культурному разнообразию, социальной и культурной гармонии всего человечества».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Юрист · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru